Применяем нейробику на практике. Рекомендации для воспитателей и родителей.
Кузьменко Дина Тимерьяновна,
воспитатель подготовительной «Б» группы
Сегодня все чаще можно услышать о том, что дети имеют те или иные отклонения в психическом развитии (слишком активны, или, наоборот, медлительны, не могут концентрироваться, раздражительны, возбудимы и т.д.). Как можно это преодолеть, или хотя бы улучшить состояние ребенка? В этом поможет комплекс упражнений нейробики.
Такие комплексы показаны детям при следующих проблемах:
— сниженный или повышенный мышечный тонус;
— частые заболевания;
— ребенок ходил с опорой на пальчики;
— поздно начал говорить;
-имеет в анамнезе ЗПР, ЗПРР, СДВГ или подобные диагнозы;
— раздражителен, вспыльчив, конфликтен;
— гиперактивен (или очень медлителен);
— быстро устает, плохо засыпает;
— плохо понимает речь взрослых, обращенную к нему;
— с трудом сравнивает, обобщает, запоминает;
— имеет проблемы с мелкой моторикой;
— во время рисования постоянно двигает языком или ногами;
— не может высидеть на месте 15 минут;
— рассеян, невнимателен;
— не доводит начатое до конца;
— отвлекается, не может надолго сосредоточиться;
— не может переключиться с неверного способа выполнения поставленной задачи на верный;
— неловок и неуклюж.
Что такое нейробика?
Нейробика — это комплекс простых упражнений, которые способствуют улучшению памяти, дают дополнительную энергию и повышают способность мозга к любой работе в любом возрасте.
Мне хочется предложить педагогам и родителям для работы в детьми в ДОУ и для занятий с ними дома упражнения, которые помогут детям улучшить свои психические функции и улучшить самочувствие. Гимнастика для мозга помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Это ряд несложных для выполнения упражнений, поэтому их можно смело включать в свой режим дня и детям и взрослым. Проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Упражнений направлены на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга. Нейробика стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности; помогает получить энергию, необходимую для обучения; снижает утомляемость; улучшает моторику, как мелкую, так и крупную; повышает продуктивную работоспособность; формирует уверенность в себе. Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения. Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем.
Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе. К занятиям лучше всего именно в 4-5 лет.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Для детей дошкольного возраста следует проводить тренировки так, чтобы участникам было весело и интересно. На занятиях должна быть доброжелательная атмосфера и необходимо придерживаться следующих правил::
-заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения.
-лучше сделать меньше, но качественнее.
-продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.
-не ограничиваться стандартными рамками. Ребенку будет гораздо интереснее, если сегодня упражнения будут выполнены на улице, а завтра, например, во время помощи маме. Удобство комплекса и состоит в том, что тренировка не привязана к месту и временному промежутку.
— в зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения.
— важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно.
— чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами.
— в одну тренировку не надо включать «все и сразу», 5-6 качественно выполненных заданий вполне достаточно.
Следует помнить, что не все получится с первого раза поэтому на малыша нельзя кричать, нервничать, оскорблять его, обзывать. Лучше всего посмеяться вместе над неудачей, похвалить за старание и попробовать еще раз.
КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАЖНЕНИЙ
Нейрогимнастика включает следующие группы упражнений:
Пересекающие среднюю линию тела— направлены на одновременную работу двух рук, ног, глаз, то есть на интеграцию деятельности сразу двух полушарий. Улучшение координации движений, навыков чтения, письма. Получение дополнительной энергии. При постоянных занятиях человек развивает навык пространственного ориентирования.
Энергетические — направлены на обеспечение определенной скорости нервных процессов. Улучшают эмоции и саморегуляцию. Регулярные тренировки помогают улучшить мышление, способствует повышению скорости осознанного чтения, улучшают внимание.
Растягивающие-помогают избавиться от мышечного напряжения и расслабить сухожилия. Снимают стресс. Способствуют улучшению внимания, концентрации, полезны для письменной работы.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ 4-5 ЛЕТ
ПЕРЕСЕКАЮЩИЕ СРЕДНЮЮ ЛИНИЮ ТЕЛА
1.«Кулак – ребро – ладонь», которое выполняется так: взрослый показывает малышу три движения, которые делаются в заранее продуманной последовательности: сначала ладонь выпрямлена; потом – сжимается в кулак; далее ладонь ставится ребром; после этого последовательность повторяется. Первые 10 повторений ребенок делает совместно с родителем, затем – пробует самостоятельно. Сначала работа ведется ведущей рукой, если же ничего не получается, то можно помогать себе, шепотом произнося наименование движения («ладонь», «кулак», «ребро»). Постепенно подсказки отменяются, в работу включаются обе руки, движения должны быть синхронными. Также такое несложное задание помогает улучшить внимание.
2. «Перекрестные шаги»- для развития координации движения и бинокулярного зрения, что в дальнейшем благоприятно скажется на навыках письма, чтения и слушания. Порядок действий таков: ребенок встает прямо; поднимает согнутую в колене правую ногу так, будто хочет сделать шаг на месте; согнутую в локте левую руку тянет к правому колену; далее движения повторяются, но теперь к левому колену стремится правый локоть. Число повторов – от 5 до 10, в зависимости от индивидуальных способностей дошкольника. Если включить любимую музыку, поработать вместе с малышом, положительные эмоции гарантированы. Некоторые исследователи считают, что подобные перекрестные движения способствуют развитию речи.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ
«Энергетическая зевота». Необходимо закрыть глаза и, имитируя зевоту, делать массажные движения в области соединения челюстей. Продолжительность – 1-2 минуты, но начать можно и с меньшего. Регулярное выполнение помогает развить внимание и способность осознанно слушать информацию.
РАСТЯГИВАЮЩИЕ
«Активация рук», которое помогает улучшить внимание. Порядок действий таков: левая рука вытягивается над головой, ее необходимо как следует потянуть; правая сгибается в локте и помещается на левую, ниже локтя; Левой совершаются движения вперед и назад, влево и вправо относительно головы. Правая же создает противовес, препятствует движениям. Интересно, что если сравнить длину конечностей сразу после выполнения задания, левая будет слегка длиннее. После этого все повторяется, но уже вытягивается правая.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
ПЕРЕСЕКАЮЩИЕ СРЕДНЮЮ ЛИНИЮ ТЕЛА
1«Ленивые восьмерки» – очень полезное для глаз упражнение, делать которое можно так: предложить ребенку мысленно «нарисовать» на воздухе горизонтальную восьмерку (значок бесконечности), таким образом, чтобы сама фигура находилась на уровне глаз, а ее «талия» была примерно напротив переносицы. Рисовать следует вытянутой вперед рукой, слегка согнутой в локте. Указательный палец вытянут, остальные сложены в кулак. Направление движения – всегда вверх. Сначала ребенок пробует «нарисовать» одной рукой 3 раза, затем – второй. Далее руки соединяются замком, упражнение повторяется двумя одновременно. Движения при рисовании «восьмерок» должны быть плавными, мягкими.
2.«Двойные каракули» – еще одна полезная игра. Задача ребенка – одновременно двумя руками «нарисовать» на воздухе «каракули» (что-то наподобие спирали) так, чтобы каждая часть рисунка находилась на собственной стороне от срединной линии. Движения идут от плеч друг к другу. Постепенно задание можно усложнить, предлагая изобразить сердечки, круги, прямоугольники. При выполнении сидя рисовать можно не только ладонями, но и стопами. Два упражнения следует чередовать.
3.«Слон» — упражнение поможет улучшить гибкость шеи, слух, стимулирует одновременную работу обоих полушарий. Выполняется так: нужно встать, слегка согнув ноги в коленях; одну руку вытянуть вперед, голова кладется на плечо этой руки, глаза смотрят вдаль; теперь необходимо совершать вращательные движения верхней частью тела таким образом, будто ребенок желает нарисовать «ленивую восьмерку» от центра; затем упражнение повторяется с другой рукой в другую сторону. Если ребенку сложно, то в первое время можно визуализировать образ восьмерки, нарисовав ее в натуральную величину на ватмане и поместив на стене.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ
1.«Кнопки мозга»: одна рука (правая) помещается на область пупка, другая – на правую ключицу, ею совершаются массажные движения основания ключицы, правая же рука неподвижна. Далее руки меняются, а упражнение повторяется. Еще одно задание – 2.«Кнопки Земли» – делается так: указательный и средний пальцы правой руки помещаются под нижней губой. Левая кисть кладется на низ живота. Теперь необходимо «вдохнуть энергию»: не меняя положения рук делать глубокие вдох и выдох.
РАСТЯГИВАЮЩЕЕ
«Сова» – упражнение, помогающее улучшить память, речь, математические способности. С ним справятся дети 5-6 лет и старше. Порядок выполнения таков: левой рукой осуществляется своеобразный «захват» мышц правого плеча; теперь необходимо повернуть голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, сделать вдох, сохраняя плечи прямыми; затем подбородок опускается на грудь, делается вдох, плечи расслабляются; после этого упражнение повторяется на другую сторону. Интересно, что для развития левого полушария следует как можно чаще тренировать правую сторону – и наоборот.
Таковы некоторые наиболее эффективные упражнения гимнастики для мозга, которые можно выполнять вместе с дошкольниками. Такие тренировки при грамотном подходе родителей не только будут полезными для стимулирования мышления, памяти, умения думать, но и улучшат настроение, подарят уверенность в себе, зарядят ребёнка положительной энергетикой.