Зачем современным детям сюжетно-ролевые игры?
Игры современных детей — это сейчас телефоны, планшеты, компьютерные приставки в них часто проигрываются разрушительные сценарии, дети «залипают» на мультяшных персонажей, с трудом принимают правила игры, установленные не ими. Стирается грань между вымыслом и реальностью: дети разучились играть «понарошку»!
Помните, как мы в детстве играли? Мальчишки в «войнушку», девочки в «дочки-матери», ну еще, конечно в «магазин», «больницу». А во что сейчас играют современные дети?
Работая с детьми, я много наблюдаю за игрой детей. Игра не просто развлечение для детей, игра – неотъемлемая слагаемая настоящего детства. И если говорить об играх в целом – то, это культурное явление: меняется общество – меняются игры. Из практического опыта могу сказать, что игровая активность современных детей претерпевает серьезные перемены и, увы, эти перемены не в лучшую сторону.
В детских садах спонтанные игры часто превращаются в стихийное бедствие, дети конфликтуют из-за игрушек, воспитателю приходится их постоянно ограничивать и организовывать.
Это лишь наиболее общие проблемы, связанные с детскими играми. И одно из решений этих проблем – создание пространства, где дети могут играть свободно и творчески.
Сюжетно-ролевая игра – это живая лаборатория по приобретению социального опыта. Только вдумайтесь: участнику необходимо определиться с ролью, придумать атрибуты и представить себя в воображаемой ситуации, а затем создать пространство для игры. При этом важно поддерживать дружеские отношения с другими участниками, договариваться о правилах, следить за сюжетом. При такой игровой деятельности задействуются все сферы психики: и творческая, и коммуникативная, и интеллектуальная. Однако, несмотря на эту сложность, детям нравится такое спонтанное и свободное взаимодействие.
С какого возраста дети могут играть в сюжетно-ролевую игру? Развивать простые сюжеты на основе подражания старшим, дети начинают с 2,5 лет, по мере взросления игровые навыки совершенствуются и к старшему возрасту, дети начинают проигрывать сложные сценарии: «примеряют» на себя разные профессии.
Сюжетно-ролевая игра «Лесная больница».
Я воспитатель второй младшей группы, возраст моих воспитанников 3-4 года. Мы с детками учились играть сюжетно-ролевую игру «Лесная больница».
1-этап: Перед каждой сюжетно-ролевой игрой нужно провести предварительную работу. Мы читали сказку и смотрели мультфильм Карнея Чуковского «Айболит». В возрасте 3-4 лет все дети должны участвовать в игре.
2-этап: Все игры начинаются с организационного момента. В нём воспитатель создаёт воображаемой ситуацию (заинтересовывает и рассказывает детям что будем делать).
3-этап: Распределение ролей. При распределении ролей в длительной сюжетно-ролевой игре воспитатель руководствуется теми же общепедагогическими положениями, что и в развернутой творческой игре: он стремится удовлетворять игровые потребности детей, т. е. каждому дает желаемую роль.
На начальном этапе в игре ведущую роль берёт на себя воспитатель, а в дальнейшем эту роль выполняют сами дети (совместные действия со взрослым по подражанию, по образцу).
Воспитатель: Ребята мне позвонила с лесной полянки ворона. Кар-кар, помогите наши звери заболели. Вы приедете поможете нам? Поможем? Ребята кто нас лечит когда мы болеем. Дети : Доктор. Правильно, а зверей лечит ветеринар. Мы с вами будем сегодня ветеринарами. Нам нужно выбрать предметы, которые нам понадобятся для лечения зверей. Ребята теперь мы отправляемся в путь. Поедем на машине. Кто нас повезёт? Дети отвечают, шофёр. Дети едут и поют, весёлую песенку.
Воспитатель показывает детям корзину в ней лежат медицинские и бытовые предметы. Дети выбирают из них медицинские. Воспитатель просит детей объяснить для чего нужен этот каждый предмет.
В возрасте 3-4 лет все дети должны участвовать в игре. Атрибуты готовятся для всех детей.
Воспитатель: Вот мы и приехали на лесную полянку. Смотрите сколько здесь животных. Дети выбирают себе животного. Ребята я сейчас буду лечить мишку, а вы наблюдайте. Воспитатель показывает и рассказывает детям. Наш мишка лес на дерево за мёдом его укусила оса, я ему закапаю ухо каплями. Затем воспитатель предлагает, детям тоже быть ветеринарами. Воспитатель подходит к каждому ребёнку и задаёт вопросы. Като из животных к нему пришёл, что у него болит, чем будет лечить.
Воспитатель: Ребята мы с вами вылечили всех зверей на лесной полянке. Воспитатель детям задаёт вопросы по игре. Нам пора отправляться в детский сад. Садимся в машину и едем под весёлую песенку.
4-этап: Завершение игры. Игра всегда рассчитана педагогом на определенный промежуток времени, в течение которого дети упражняются в выполнении воспитываемых форм поведения. Если игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры, как правило, вызывает у них большое огорчение. Поэтому, разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку. Подводятся итоги игры, воспитатель задаёт вопросы по игре.